yadocent (yadocent) wrote in antisemitism,
yadocent
yadocent
antisemitism

Category:

История Иудаизма (Рабинович напел)

Закончил читать Историю Иудаизма Мартина Гудмана. В первую очередь, стоит отметить, что это книга именно про историю иудаизма, а не еврейства. А она относится к категории научпопа, поэтому предварительных знаний по истории, религиоведению или древним языкам не требуется.

Вообще, автор сего труда в первую очередь историк-антиковед, что и видно по плотности содержания на временной шкале. Про классический период написано заметно больше чем про другие эпохи. А хотелось бы поподробней почитать про интеллектуальную эволюцию иудаизма в новое время, а также о религиозных взглядах евреев востока вроде Бней Израель. Но что есть, то есть. Сам стиль изложения тут довольно легкий и нареканий не вызывает.

Вообще согласно этой книге первым историческим источником по иудаизму был Иосиф Флавий (1 век н.э.). А значит да этого периода для истории никакого иудаизма не было, так как история это в первую очередь источниковедение. По Иосифу Флавию в его времена иудаизм был разделен на три философские школы: фарисеи, саддукеи и ессеи. Фарисеи это как-бы предки нынешнего равиннистического иудаизма (потому что раньше раввинов не было, а вся духовная жизнь крутилась вокруг Храма). Они искали всякие уловки, чтобы народу было проще соблюдать заповеди, вообще много общались с народом и перенимали у него всякие суеверии. Саддукеи были больше связаны с еврейской аристократией. Они строже подходили к соблюдению заповедей, но при этом, например, не верили в загробную жизнь. Ессеи были самыми хардкорными из всех и жили в специальных коммунах отдельно от всех. Они так любили Б-га, что носили везде с собой специальные лопатки, чтобы закапывать говно. Это было нужно, чтобы говно не оскорбляло взор Б-га.



Однак, согласно Мартину Гудману Иосиф Флавий поведал нам не обо всех направлениях античного иудаизма, потому что археология откапала еще. Одна секта жила на берегу мертвого моря, была во всех в обиде, и следовала дуалистическому богословию про борьбу сил света и тьмы. Это направление как-то связано с гностиками. Была еще одна секта в Египте. У нее были очень продвинутое неоплатоническое учение. Но есть версия, что ее просто придумал Филон Александрийский для проецирования своих идеалов. Потому что ее-то археологи как раз не откапали.

После иудейских войн почти все вышеперечисленные персонажи были уничтожены, кроме фарисеев, которые, по всей видимости, эволюционировали в раввинов. Были еще иудео-христиане, но это уже другая история. Так вот в раннем средневековье. Эти раввины начинают комментировать все подряд в Танахе, писать мидраши, и придумывают множество занудных предписаний. Так закладываются основы известного на иудаизма синагог. Инересно, что в какое-то время три темы в Танахе запрещалось комментировать: Это история о сотворении мира, потому что может снести башню. Описание ангела в книги Иезекииля, потому что может снести башю. И описания запретных половых связей в книге исхода, потому, что шишка встанет, малафить придется. Среди предписаний бало например и такое, которое запрешало двум мужчинам оставаться наедине, потому что были опасения, что сразу же выебут друг-друга. История сохранило письмо от евреев восточной Европы важному раввину, того времени, которые писали буквально: нет, мы не пидоры, у нас так не принято!

В раннем средневековье в противовес раввинистической традиции, появилась традиция Караимов, которая отрицала Талмуд. В конце-концов Караимы очень сильно обособились от других евреев. Да так обособились, что даже при Гитлере не один Раввин и еврейский эксперт не хотел признавать их евреями. Поэтому Гитлер их не трогал. В Российскую империю множество Караимов попали после присоединения Крыма. И законы о черте их тоже не касались. Сами себя они называли просто "Русские люди ветхозаветного вероисповедания". Поэтому историю Русской нации нужно начинать с истории государства Израиль. К сожалении про верования и обычаи Караимов в книге написано не так уж много.

В начале нового времени раввинистический иудаизм обогащается Каббалой. В Восточной Европе изучение всех этих богатств, в добавок, с оторванной от жизни сложной логической казуистикой, становится уделом учащихся и выпускников религиозных академий, Ешив. То есть интеллектуальной элиты еврейского народа. Это все вызывает возросший разрыв с массами, которые уходят к мессианским экстатическим культом. Одно из направлений в это время это саббатианство, представители которого, предлагали влиться в христианское/исламское общество, но при этом продолжать оставаться евреями и почитать субботу. Потому что так нужно для прихода Мошиаха. Понятно, что лидеры саббатианцев хотели стать своего рода брокерами в делах между местными царями-королями и еврейскими массами. В Польше такую роль хотел занять Яков Франк. Но он не достиг успеха и был казнен. Но многие его последователи стали католиками, что в польском языке долгое время крещенных евреев называли словом франк. Не отсюда ли пошло представление о связи франк-масонов с еврейским заговором.

Другим хорошо известным сегодня экстатическим направлением cтал Хасидизм. Хасиды отличаются тем, что в своих раввинах ценят не их книжную учёность, а их магическую силу. Эта сила заключается в возможности "прицепиться к богу", он передается по наследству, и ее носителей называют словом Цадик. Магическая сила особым сложным образом циркулирует между Цадиком и его общинной, и если он накопит достаточно много, то он может стать Мошиахом. Для правильного перемещения этой силы, видимо, используются зажигательные песни и пляски. Хассиды исповедуют пантеистический взгляд, что все есть Б-г. Исторически это направление активно развивалось на территории нынешней Беларуси и Украины. Интересно, что Хасиды активно финансировали борьбу Александра I с Наполеоном. На первый взгляд, ведь во Франция в то время была локомотивом еврейской эмансипации в Европе. Я слышал, что это от того, что Наполеон отказался в какой-то момент встречаться с еврейской ассамблеей, мол у них изо рта воняет. Но самом деле это не так. Ведь Наполеон мог передавать хассидом под управления Парижскому Синедриону. А между европейскими евреями и хасидами в то время существовали большие разногласия. Поэтому тут все ясно. И вообще евреи Восточной Европы тогда ненавидели все западное и просвещенческое даже больше чем русская аристократия.

Так вои, извините за обрывочный и неполный пересказ истории. Поэтому давайте закончим чем-нибудь более актуальным, а именно перечислением современных направлений в иудаизме:

1) Реформированный Иудаизм:
Изначально ставил задачу помочь иудеям влиться в немецкое общество. Основан на философии Канта. Заимствовал много элементов у протестантских церквей, например, ведут службы на современных языках, простые облачения. Изначально отрицательно относились к сионизму, но после второй мировой войны стали развивать теологию Холокоста. Раввинами сейчас могут быть женщины-лесбиянки.

2)Ортодоксальный иудаизм:
Ненавидят современную науку и философию. Вместо науки ориентируются на особую логику "Брестский метод". Считают талмуд откровением. Тем не менее ориентируются на американский средний класс, поэтому вынуждены подстраиваться под рыночек. Поэтому иногда раввинами могут быть женщины, но не лесбиянки и с большим скандалом. Обычно поддерживают сионизм.

3)Консервативный иудаизм:
Уважают историческую науку и прилагают ее к религии. Так как известно, как менялся иудаизм исторически, допускают аналогичные изменения и в современном мире. Поэтому раввином может быть женщина-лесбиянка, но она должна читать талмуд в оригинале, и правильно носить все филактерии. Большой упор на историческую реконструкции и соблюдения внешних сторон ритуала и литургии. В философским вопросах скорее на стороне Гегеля. Обычно поддерживают сионизм.

4)Ультра-ортодоксальный иудаизм:
Явно утверждают, что тора явно запрещает все новое. явные религиозные фундаменталисты. Пытаются сохранять традиции 18-го века. Обитают в основном в Израиле, в отличии от предыдущих направлений, распространенных в основном в США. При этом готовы силой бороться для раздельные зоны для женщин и мужчин в автобусах и самолетах. И хотя живут в Израиле могут выступать против сионизма на основании того, что это мешает приходу мессии. Есть ХАБАД, как особо рьяное прозелитирующее крыло. Ездят по всему миру на мицва-танках и у чат евреев религиозным традициям.

5)Иудаизм евреев востока:
Пост-секулярные взгляды. Не разделяют себя на секулярных евреев и религиозных, а называют себя хранителями традиций отцов. Живут в Израиле.

6)Еврейское обновление:
Сочетают иудаизм с идеями Нью-Эйдж. Появились в США в 60-е годы. Считают, что главное это прилипание к Б-гу. А достигать этого можно и хасидскими плясками и путем восточной медитации с йогой.

7)Гуманистический иудаизм:
Отрицают понятие Б-га как бессмысленное. Не верят в чудеса. Тем не менее выполняют многие иудейские обряды ради идентичности. Опираются на философию логического позитивизма.
http://lj.rossia.org/users/rex_weblen/149202.html
Tags: из истории
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments