yadocent (yadocent) wrote in antisemitism,
yadocent
yadocent
antisemitism

Categories:

Забытый Львовский погром 1918 года


Во львовском издательстве репортажной и документальной литературы «Човен» в начале ноября увидит свет книга польского юриста и публициста Гжегожа Гаудена «Львов: конец иллюзий. Рассказ о ноябрьском погроме 1918 года»

Это высокопрофессиональное историческое расследование, первое и уникальное по достоверности и масштабу охваченного материала исследование погрома еврейского населения Львова, который в ноябре 1918 года устроили польские солдаты. В течение века польская историография - в частности по политическим причинам - описывала это трагическое событие как серию обычных уголовных преступлений, которые в военном хаосе совершили украинские и даже еврейские бандиты и дезертиры из австрийской армии.


Автор по образованию юрист. Однако он, как настоящий историк, наконец дошел до истоков - архивных материалов. Как следственный судья (здесь пригодилась его юридическая логика) он сопоставил свидетельства, отчеты и признания, разоблачил общие фразы, двусмысленности и противоречия. Он отметил, что антиеврейские настроения существовали во Львове уже раньше: еще до начала польско-украинских боев. Он отметил, что погром инициировали солдаты польской армии, прибывшие на подмогу местным полякам, и вчерашние герои обороны Львова. К погрому, пишет он, приобщились не только батяры, но и люди из высших сфер. Как тот одетый в клеенчатую куртку человек по имени Ясь, который с садистской радостью убивает беззащитных, а затем полтора часа играл на фортепиано - совершенно беззаботно и с большим мастерством. Как дамы в модных шляпках, приходящие грабить еврейские квартиры вместе с прислугой.




... убийцы действовали по непринужденной собственной воле, с непостижимой жестокостью. И действовали они так же в день пришествия во Львов польской независимости. Можно сказать: эти убийства стали первым событием независимости. Более того это происходило в известной степени от имени новорожденного польского государства. В известной степени - потому что, конечно, из Варшавы не звучит никаких призывов к погрому, польские деяния во Львове были спонтанными. Но евреев убивало в частности Войско Польское (ведь оружие имели прежде всего воины), к тому же - с полным ассортиментом национальной символики: с белыми орлами, бело-красными нарукавными повязками, под мелодию «Мазурки Домбровского». И наконец, самый ужасный аспект: во Львове в ноябрьские дни 1918 антисемитизм стал фундаментом польской идентичности. Тестом на польскость.
Ян Томаш Гросс написал когда-то, что во время немецкой оккупации поляки убили больше евреев, чем немцев. Этот тезис вызвал бурю негодования, однако всматривание в события львовского погрома придает ей - по аналогии - признаки вероятности. Ведь если (привожу данные по монументальному «Календарю Львова» Агнешки Беджицкой) за два дня погрома поляки убили по меньшей мере 73 евреев, то это означает, что за один день их убили - не менее 36. Если же во время трехнедельной обороны Львова от рук поляков погибли около 250 украинцев, то это значит, что каждый день их в среднем погибало около 11....


Немало евреев были деятелями польского ассимиляторского движения, считали себя поляками еврейского происхождения, поляками Моисеевой веры, иногда даже просто поляками. А именно профессор Львовского университета (тогда еще не названного именем Яна Казимира), Шимон Ашкенази, основатель львовской исторической школы, автор монографии о борьбе поляков за независимость в XIX веке, который даже после погрома защищал на международной арене доброе имя Польши. Сами поляки чувствовали и признавали эту близость евреев: не случайно они иногда вносили их в свои статистические данные, чтобы повысить процент польского населения в Галичине. Во время польско-украинских боев вице-президент Львова доктор Филипп Шлайхер отверг предложение войти в правительство Западно-Украинской Народной Республики, он присоединился к Польскому национальному комитету. Это не помешало «католической общественности Львова» в первый день погрома добиваться его смерти. Инженер Герман Фельдштейн опубликовал в 1915 году брошюру «Поляки и евреи» (Polen und Juden), в которой страстно (и вопреки фактам) защищал поляков от обвинений в антисемитизме. Этого оказалось мало, чтобы его слово хоть что-то значило в 1918 году для коменданта Львова Чеслава Мончинского.

Все это выглядит не слишком логично, но, безусловно, является проявлением антисемитизма. Поэтому вот трагический парадокс: после получения Львова поляки отомстили НЕ украинцам, с которыми шла война, а евреям, которые придерживались нейтралитета. Их, несомненно, убили больше.

https://wz.lviv.ua/article/423391-gzhegozh-gauden-lviv-kinets-iliuzii-uryvok
Tags: Антисемитизма_на_Украине_нет, жиды на украине, из истории, типическое антисемитское
Subscribe

  • Как убивали иранского ученого

    Убил робот, управляемый по спутнику. Как в Иране "Моссад" с согласия президента США расстрелял ученого Американское издание New York…

  • ЯВЛЕНИЕ ХЛЫСТА НАРОДУ

    Евреи празднуя еврейский праздник. В Перми одна из влиятельных общин Хаббада. Русских детей грохнули

  • Дело Кастнера

    Интересно о деле Кастнера, венгерского сиониста, который заключил сделку с нацистом Адольфом Эйхманом, согласившись пособничать в деле уничтожении…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments