yadocent (yadocent) wrote in antisemitism,
yadocent
yadocent
antisemitism

Category:

Евреи в Швеции

Нет никаких сведений даже о пребывании евреев в Швеции до середины 17 в. Хотя не было никакого формального установления, евреям было практически запрещено селиться там, если они не переходили в христианство. Крупнейший государственный деятель Швеции в 17 в., канцлер и регент А. Оксеншерна на предложение разрешить евреям поселиться в Гётеборге ответил, что он скорее пожелал бы городу остаться захудалой деревушкой, чем возвыситься «через ненавистников и преследователей имени Христова».

Карл XII был первым шведским королем, который позволил евреям проводить богослужения на шведской земле.
Впрочем, отношение к евреям в Швеции менялось медленно.

В 1718 г. вышел королевский указ, разрешавший евреям временное проживание в Швеции. Королевская власть, нуждаясь в деньгах, часто обращалась к богатым еврейским купцам. Шведский парламент (риксдаг) был непреклонным противником евреев и неоднократно принимал постановления о том, что евреев следует «немедленно изгнать из страны».




Статус и права евреев Швеции были определены парламентским актом от 1779 г. и постановлением королевской коллегии ремесел и торговли 1782 г., так называемым Еврейским регламентом. Евреям разрешалось селиться и приобретать недвижимость только в Стокгольме, Гётеборге и Норчёпинге и, несколько позднее, в Карлскруна. Им предоставлялась фактическая автономия в области религии, благотворительности, в урегулировании вопросов, связанных с наследством и заключением браков, но запрещалось открывать религиозные школы и совершать такие церемонии богослужения, которые могли бы «смутить умы граждан».

Евреям, родившимся в Швеции, было разрешено заниматься оптовой торговлей при условии, что они обладают капиталом не менее тысячи риксдолеров, родившимся за границей — капиталом в две тысячи риксдолеров. Запрещалось заниматься розничной торговлей, кроме продажи продуктов питания евреям и только в местах проживания торговцев. Было запрещено принимать евреев на государственную службу, они не имели права голоса. Правительство было заинтересовано в привлечении в Швецию богатых евреев, поэтому «... богатые евреи или евреи, особенно полезные в какой-либо отрасли торговли, совершенно неизвестной в стране», могли просить короля об особых льготах и привилегиях.

В конце 18 в. – начале 19 в. состоятельные евреи нередко добивались для себя ряда льгот, некоторым было разрешено вступать в браки смешанные без перемены религии. Однако в Швеции были широко распространены антиеврейские настроения. Почти каждая сессия риксдага поднимала вопрос об ограничении иммиграции евреев в Швецию и проведении других антиеврейских мер, поэтому иммиграция евреев ограничивалась, а в 1806–1809 гг. была вообще запрещена.

В результате этих мер в 1815 г. в Швеции насчитывалось 785 евреев, большинство жило в Стокгольме. Но несмотря на столь незначительное число  нападки на евреев усилились в 1815–20 гг. во время экономического кризиса, охватившего Европу после войн с Наполеоном I. Кризис очень остро ощущался в Швеции.

Принципы свободной торговли, которых придерживалась Швеция, и либеральные тенденции в политике страны, основным проводником которых был Карл XIV Юхан (в 1810–18 гг. — фактический правитель Швеции; в 1818–44 гг. — король; в прошлом — маршал Франции Ж. Б. Бернадот), привели к королевскому указу 30 июня 1838 г. («Эдикт об эмансипации»), отменившему Еврейский регламент. Евреи были признаны гражданами Швеции, им было предоставлено право голоса, они могли жить в любом населенном пункте страны. Автономия еврейских общин была отменена, евреи получили наименование «последователи Моисеева закона».

Эдикт вызвал недовольство. В Стокгольме устраивались антиеврейские демонстрации, переходившие в беспорядки, во время которых дома и магазины, принадлежавшие евреям, забрасывали камнями. Многие противники эдикта, опровергая обвинения в религиозном фанатизме, объясняли, что они руководствуются не религиозными, а расовыми критериями. Но недовольны были и многие представители либеральной общественности, которые утверждали, что необходимо предоставить равноправие не только евреям, но и другим лишенным прав жителям Швеции (речь шла о католиках). Король был вынужден пойти на уступки противникам эдикта. В сентябре 1838 г. был ограничен список городов, где могли селиться еврейские иммигранты (только в Стокгольме, Гётеборге, Норчёпинге и Карлскруне).

В 1840–50-х гг. широкие слои населения Швеции стали требовать отмены всех ограничений для бесправных групп населения, как евреев, так и католиков. В 1860 г. евреи получили право приобретать землю в сельской местности. В 1863 г. было разрешено вступать в смешанные браки, причем согласно королевскому указу 1873 г. родители могли еще до заключения брака договориться между собой, к какой конфессии будут принадлежать их дети. В 1870 г. риксдаг принял закон, предоставлявший евреям и другим группам населения Швеции право быть избранными в высшие законодательные органы власти. Единственным ограничением для евреев, как для всех не принадлежавших к лютеранству, заключалось в том, что они не могли быть министрами, членами Государственного совета, а судьи-евреи не могли вести дела, связанные с религией (эти ограничения оставались в силе до 1951 г.).

Предоставление гражданских прав привело к увеличению численности еврейского населения Швеции, в первую очередь благодаря эмиграции из Российской империи. В 1880 г. еврейское население Швеции составляло около 3000 человек, в 1890 г. — 3402 человека, в 1905 г. — 3912 человек, в 1930 г. — 7044 человека (из них 1391 человек не был гражданином Швеции). Самая большая еврейская община была в Стокгольме (в 1905 г. — 1425 человек, в 1920 г. — 2747 человек).

Среди эмигрантов из Восточной Европы были популярны палестинофильские, а затем сионистские взгляды. Первый сионистский кружок в Швеции был создан в Мальмё в 1904 г. В 1910 г. в Стокгольме была основана стокгольмская сионистская ассоциация, в которую входило около 100 человек. В 1911 г. в Стокгольме состоялась 1-я конференция сионистских организаций Скандинавии. Идеи сионизма в стране поддерживал и распространял главный раввин Швеции с 1914 г. по 1951 г. М. Эренпрайз. В 1926 г. был создан шведский комитет поддержки еврейских поселений в Палестине, издавалась периодика сионистского направления (с 1932 г. стал выходить сионистский ежемесячник «Юдиск кроника», основанный одним из видных шведских сионистов Д. Бриком /1904–87/, подробнее см. Сионистское движение в отдельных странах. Европа. Швеция).

После прихода в 1933 г. А. Гитлера к власти в Германии в Швеции усилился антисемитизм. В школах, университетах, на улицах все чаще звучали антисемитские призывы.  Опасались также, что увеличение разрешений на въезд в страну приведет к экономическому бремени и росту безработицы. Правительство установило очень низкую квоту для еврейских беженцев. Шведские власти не пускали в страну даже тех евреев, для которых Швеция была транзитным пунктом по пути в другие страны.

В сентябре 1938 г. правительства Швеции и Швейцарии потребовали от немецких властей ставить в паспортах евреев, выезжающих из Германии, штамп с красной буквой «J». Правительство Швеции объясняло свои действия тем, что оно не хочет «раздражать общественное мнение», чтобы «не создавать еврейскую проблему в стране». А в конце октября 1938 г. министерство иностранных дел Швеции потребовало, чтобы лиц с отметками в паспорте не допускали в страну.

Только после «Хрустальной ночи» был разрешен въезд в Швецию для 150 взрослых и 500 детей. Хотя после начала Второй мировой войны Швеция опубликовала правительственные декларации (1 и 3 декабря 1939 г.) о нейтралитете, в первые годы войны страна оказывала большую помощь Германии. Так, с июня 1940 г. по август 1943 г. через Швецию, в том числе и на восточный фронт, было перевезено около двух миллионов немецких солдат и около 100 000 вагонов с военными грузами для нужд вермахта. В 1941 г. Швеция ежедневно поставляла Германии 45 000 тонн железной руды. Поставки прекратились в 1943 г. Немецкие власти держали в банках Швеции большое количество золота, награбленного, в первую очередь, у евреев. Банки Швеции присвоили большие суммы денег, которые были на счетах убитых евреев.

28 октября 1941 г. король Густав V направил послание А. Гитлеру с благодарностью за разгром большевизма. Отряд из 200 шведских добровольцев воевал на восточном фронте в составе войск СС). Шведские власти держали в секрете информацию об уничтожении евреев, которая по разным каналам поступала в Стокгольм.

В середине 1942 г. политика шведского правительства в отношении нацистской Германии стала меняться, чему способствовало изменение положения на фронтах. Резко сократилось экономическое сотрудничество, в августе 1943 г. были прекращены немецкие транзитные перевозки через территорию Швеции. Изменилась политика шведских властей и в отношении евреев. Так, в ноябре 1942 г., когда в Норвегии начались аресты евреев, об этом с осуждением немедленно сообщили шведские средства массовой информации. Норвежское подполье переправило в Швецию 930 евреев; им предоставили убежище и помощь. 3 октября 1943 г., как только стало известно о планах немцев депортировать евреев Дании, представитель правительства Швеции заявил, что Швеция готова принять всех евреев Дании. Около восьми тысяч евреев Дании были переправлены в Швецию с помощью шведских властей.

Правительство Швеции и еврейские организации страны сыграли большую роль в операции по спасению евреев Венгрии. Весной 1944 г. шведский ученый В. Ланг, преподававший в Будапештском университете шведский язык, начал выдавать евреям собственные «защитные» документы, которые заверяло шведское посольство, а с июня 1944 г. посол Швеции в Венгрии К. Даниэльсон и сотрудники посольства стали непосредственно выдавать евреям шведские паспорта. ,

Центральную роль в этой деятельности играл секретарь посольства П. Ангер. В конце июня 1944 г. Густав V направил телеграмму правителю Венгрии Хорти с призывом воздействовать на немцев, чтобы не допустить депортации евреев Венгрии. Для проведения операции по спасению евреев Венгрии шведское правительство по просьбе еврейской организации отправило в Будапешт Р. Валленберга в качестве атташе посольства. Р. Валленбергу для осуществления операции предоставляли крупные денежные суммы Джойнт и ряд лидеров шведского еврейства.
https://ic.pics.livejournal.com/irga4212/23700668/441933/441933_600.png
Валленберг создал в посольстве Швеции специальный отдел, который выдавал евреям шведские паспорта. Таким образом Р. Валленбергу и его сотрудникам, среди которых было много евреев, удалось спасти около 40 тысяч евреев. Перед концом войны Ф. Бернадот и Н. Мазур смогли уговорить рейхсфюрера СС Г. Гимлера освободить из концлагерей около 21 тысячи человек, из них 3500 евреев были отправлены в Швецию. После войны в Швецию приехало еще около 6500 евреев, бывших узников концлагерей. Из десяти тысяч приехавших в Швецию осталось около четырех тысяч, остальные уехали в Израиль, США и другие страны.

В 1968–70 гг. в результате антисемитской компании в Польше около двух тысяч польских евреев переехали в Швецию. В

Тем не менее антисемитизм в Швеции с середины 1950-х гг. усилился. В 1956 г. была создана антисемитская пронацистская организация. В 1960–80-х гг. в различных городах Швеции прошла волна демонстраций с антисемитскими и расистскими лозунгами. В 1990 г. происходили осквернения еврейских могил на кладбищах.

Шведско-израильские отношения были омрачены событиями, произошедшими 17 сентября 1948 г. в Иерусалиме, когда боевики Лехи  осуществили убийство посредника ООН на Ближнем Востоке, племянника Густава V графа Ф. Бернадота. Швеция в 1949 г. воздержалась при голосовании в Организации Объединенных Наций о приеме Израиля (единственный случай, когда Швеция не голосовала «за» при вступлении страны в ООН). Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1950 г., аккредитация послов произошла в 1957 г.

Открытые источники, вкл. https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/14791/
Tags: из истории
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Как убивали иранского ученого

    Убил робот, управляемый по спутнику. Как в Иране "Моссад" с согласия президента США расстрелял ученого Американское издание New York…

  • ЯВЛЕНИЕ ХЛЫСТА НАРОДУ

    Евреи празднуя еврейский праздник. В Перми одна из влиятельных общин Хаббада. Русских детей грохнули

  • Кого поляки возводят во «святые»

    В Польше беатифицировали кардинала Стефана Вышинского (Stefan Wyszyński) – духовника Армии Крайовой (АК) и антисемита. В Польской…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment