yadocent (yadocent) wrote in antisemitism,
yadocent
yadocent
antisemitism

Category:

Читаем классиков

Оригинал взят у politzkovoi в Ленин и еврейский вопрос

Ленин и антисемитизм.

Специально еврейским вопросом Ленин никогда не занимался, но как вождь огромного политического движения он не мог пройти мимо еврейского вопроса в России, составлявшего одну из самых позорных страниц старого режима.
В каждом его суждении по этому вопросу чувствуется глубокая ненависть к антисемитизму во всяких его проявлениях, от самого грубого черносотенного до утонченного "веховского", прикрытого великорусским национализмом.
Само собою разумеется, что более ярко он реагировал на самые позорные и отвратительные явления по отношению к евреям как еврейские погромы, в особенности в начале их развития в системе контр-революции, началу которому было положено знаменитым Кишиневским погромом.
Ленин писал об организаторах и настоящих виновниках погрома:
"Жалкие актеры, они слишком хладнокровно подлы, чтобы от "нутра" разыграть пьесу, так бойко сыгранную их более невежественными, менее опытными, но зато более пассивно входившими в роль предшественниками. Но они, к счастью, для России достаточно невежественны, политически не воспитаны и реакционно тупы, чтобы провалиться при первой же попытке поставить на сцену более сложное "комедийное действие", требующееся при нынешних трудных обстоятельствах. Первая же попытка вывести на сцену "народ" в роли душителя евреев ознаменовалась такими гнусными явлениями, провокаторская роль полиции, военных губернских и центральных властей выяснилась так недвусмысленно, что эффект, произведенный кишиневскими неистовствами, уж, наверное, не оправдал надежд "петербургской шайки".
Ленина больше всего возмущал тот факт, что правительство хочет замаскировать устройство им погрома каким-то естественным прорывом народного гнева против бунтовщиков—евреев.
Ленин тогда уже понял, что погромы войдут в систему управления реакции как одна из составных частей контрреволюции.
Выход он понятно видел только в революции, а для борьбы с погромами Ленин провозгласил: "Русские рабочие бок-о-бок с еврейскими будут отстаивать жертвы антисемитской травли".
"Там где правительство сеяло ветер, оно пожнет бурю".
Нам известно из практики самодержавия, что там, где рабочие организации были сильны, там или не было погромов, или они быстро ликвидировались при помощи сознательной части рабочих.
Еще в Государственной Думе депутат Рожков заявил: "Я живу в крупном промышленном районе и знаю, что погром, например в Луганске не принял ужасных размеров только потому, что безоружные рабочие голыми руками гнали погромщиков под страхом быть застреленными полицией". Таковы факты.
Ленина возмущало отношение правительства к евреям в школьном вопросе, когда евреям почти не давали возможности обучаться в учебных заведениях страны и толкали их к сепаратизму.
Ленин говорит в довольно резком тоне: "На востоке Европы есть страна, где до сих пор возможны дела, вроде дела Бейлиса, где евреи осуждены Пуришкевичами на положение хуже негров. В этой стране возник недавно проект национализации "еврейских школ" (т. е. выделение евреев из общих школ в обособленные еврейские национальные школы).
Ленин особенно негодовал на то, что такого рода политика самодержавия совпадает известным образом со стремлением еврейских националистов.




Отношение Ленина к еврейскому национализму.
Ленин, будучи реальным политиком рабочего класса, отнесся определенно отрицательно к еврейскому национализму, в какой бы форме он ни проявлялся. Он знал, что не еврейский национализм спасет положение еврейских трудящихся масс. Ленин писал: "Антисемитизм пускает все более глубокие корни среди низших слоев".
"Еврейские рабочие стонут под двойным игом, как рабочие и евреи".
"Гонения против евреев приняли в последние годы невероятные размеры".
"Достаточно вспомнить антиеврейские погромы и дело Бейлиса".
"При таких условиях еврейскому вопросу должно быть уделено должное внимание со стороны организованных марксистов".
Само собою разумеется, что еврейский вопрос может быть серьезно решен только с основными вопросами, стоящими на очереди в России.
Вот почему Ленин отнесся так резко отрицательно к сионизму как к движению, отрывающему еврейские массы от борьбы за демократию и социализм в России.
В первые этапы рабочего движения приблизительно до 1911 и 1912 года роль передовых еврейских рабочих и пролетарской интеллигенции была довольно значительна.
Русское рабочее движение сильно страдало от отсутствия работников и стало бороться с Бундом, чтобы от него отвоевать интернационалистски настроенные элементы как для общей работы, так и для работы среди еврейских рабочих, бывших постоянно в рядах нашей партии в значительном количестве, но которых мы не всегда были в состоянии обслужить на их родном языке устной пропагандой, а в особенности печатью. Ленин писал: "Работать для общерусского дела не значит отказаться от работы по развитию классового самосознания еврейских пролетариев, черты оседлости. Для общерусского дела последняя работа далеко не лишена значения и никогда русские социал-демократы не предлагали бундовцам бросить ее".
Еще важнее была принципиальная часть идеологической борьбы с национализмом вокруг вопроса о нации, ибо стоял вопрос о формах движения российского пролетариата по национальной линии или интернациональной.
Тактика Бунда вела к тому, что многонациональный пролетариат России должен был бы организационно обособиться друг от друга и это повело бы его по пути австрийской социал-демократии со всеми ее отрицательными сторонами, усиливая мелко-буржуазный национализм.
Бунд был сравнительно богат интеллигентными силами и влиятельной партийной прессой, поэтому Ленину приходилось так сильно обрушиваться и реагировать на национальную политику Бунда, которая в организационном отношении абсолютно нарушила бы линию централизма партии и превратила бы ее в демократическую с сильным националистическим оттенком, что дало бы возможность в решительный момент легко разбить пролетариат.
Влияние Бунда было довольно заметным в Литовской и Латышской социал-демократии, а затем во время реакции почти вся меньшевистская фракция приняла в той или иной форме концепцию Бунда по национальному вопросу.
Это с достаточной ясностью объясняет, почему Ленин так часто возвращался к полемике с Бундом и другими еврейскими националистами. Ленин помогал еврейским рабочим—трудящимся тем, что он разоблачал их ложный путь своей критикой.

Ленин и Бунд.
В организационном вопросе Бунд* перешел определенно к защите системы, что рабочие каждой нации организуются отдельно и их партии объединяются между собой на федеративных началах. Это довольно расплывчатая форма для нелегальной боевой рабочей организации. В национальном вопросе Бунд страдает большой расплывчатостью, путаясь между национализмом и интернационализмом. На словах он себя называл сторонником интернационализма, а на деле вел националистическую политику. Бунд не давал прямого ответа на кардинальный вопрос, пойдет ли еврейство по пути обособления или ассимиляции.
На одном докладе Ленин сказал, что поведение Бунда в вопросе о том, куда он ведет еврейский народ, к ассимиляции или сепаратизму (Бунд считает, что в своей тактике он не должен содействовать ни одной ни другой тенденции)— показывает полную теоретическую несостоятельность Бунда. Этим он напоминает, — говорит Ленин, — Эзоповского осла, который, стоя меж двумя одинаковыми стогами сена, не мог решиться, какому из них отдать предпочтение и с которого начать. Долго оставался этот осел в такой нерешительности, пока не подох с голоду. Тоже самое происходит с бундовцами, ибо какое мероприятие ни предпринять по части разрешения национального вопроса, оно будет или содействовать ассимиляции, или сепаратизму. Боясь этих двух тенденций, Бунд осужден на бездеятельность, на вечное топтание на одном месте. Но на деле, продолжает Ленин, Бунд осуждает ассимиляцию, стоит за сепаратизм.
В такой националистической идеологии воспитывалась большая часть еврейских рабочих и близкая к ним интеллигенция.
Если когда-либо большевистские тенденции стали проявляться в еврейской бундовской массе под давлением классовых интересов, то это скоро испарилось под влиянием оппортунизма в национальном вопросе. Недостаточное участие еврейских рабочих в крупном производстве, их близость к мещанской среде в мелком производстве и национальный гнет самодержавия сделали возможным господство Бунда среди еврейских рабочих, "черты оседлости", тем паче, когда наша партия из-за языка не была приспособлена к еврейской работе, но все-таки многие из передовых еврейских рабочих находились в рядах партии.
После Февральской революции влияние лидеров Бунда в меньшевистской партии было довольно велико.
Бунд с меньшевиками, которые в период от Февральской до Октябрьской революций в разрешении национального вопроса шли, скорее, за великорусскими националистами, чем за какими-либо социалистическими теориями по разрешению национального вопроса. Об этом свидетельствует отношение Временного правительства к вопросу о самостоятельности Украины, Финляндии и др. Никаких автономий, ни национальных, ни культурных не только никому не было дано, но даже не было провозглашено, все это прикрывалось стыдливой мантией будущего Учредительного Собрания, которое не торопились созывать.
После Октябрьской революции, когда была провозглашена декларация национальностей и приступили к ее проведению в жизнь, вопрос о приобщении еврейских рабочих к октябрьской революции и коммунистической партии занял определенное место.
Как только был организован Наркомнац, было приступлено к организации еврейского комиссариата, который должен заботиться о проведении национальной политики советской власти среди еврейских масс.
Положение было такое, что к еврейской работе мы были очень мало приспособлены, так как мы ею до Октябрьской революции специально не занимались и организованные еврейские партии, как Бунд и другие, были активными противниками Советской власти и бойкотировали еврейский комиссариат, работая заодно с контр-революцией.
Мы решили начать серьезную партийную работу среди немногочисленных еврейских рабочих, чтобы отколоть их от Бунда и других националистических партий.
После переговоров с Лениным, он согласился на возможность придать известные организационные формы партийной работе среди евреев, и мы взялись одновременно за еврейскую советскую и партийную работу.

Еврейские социалистические партии.
Нам удалось внести раскол в еврейские социалистические партии, и их лучшие элементы перешли к нам в партию, помогая нам вести дальше еврейскую работу.
Эпоха гражданской войны с ее сильным обострением всех противоречий, которые в обычное время мирно уживались в рамках общества, выдвинула на очень видное место антисемитизм.
Контр-революция пользовалась ими во всю, а иногда его отголоски проявлялись и в Советской, России, тем паче, что центральная власть не была в состоянии всюду поспеть, а примазавшихся элементов было достаточно.
Когда я сообщил Ленину о сведениях, которые мы имели в еврейском комиссариате, о размерах и формах проявлений антисемитизма, он был полон гнева и, как мне казалось, даже какого-то стыда за позорящих революцию постыдными пережитками прошлого, сказал, что антисемитизм это острое орудие контр-революции, и надо с ним бороться соответствующими мерами.
Мне было предложено внести проект декрета о борьбе с антисемитизмом, который был предварительно проредактирован Лениным и его рукою был написан конец декрета в следующей формулировке: "Совнарком предписывает всем Совдепам принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения".
Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона. Этот декрет был принят в июле 1918 года. Еврейские социалистические партии понесли ощутимый урон.
В это время мы, главным образом, занимались вопросами гражданской войны и старались привлекать еврейскую молодежь в Красную армию.
Приток был довольно заметный и даже неоднократно подымался вопрос в разных вариациях об организации специальных еврейских воинских частей.
В армию шли, главным образом, еврейский элемент из беженцев, в особенности в те части войск, которые направлялись на западный фронт, где была немецкая оккупация, под игом которых стонали еврейские массы Литвы и Белоруссии.
К концу 1919 года, когда был уже завершен первый этап распада евр. соц. партий на Украине и Белоруссии, а места, где находится компактная масса евреев, оказались в пределах Советской России, невозможно было больше ограничиться одною борьбой и разоблачением еврейских социалистических соглашательских партий. Перед коммунистами, работавшими среди еврейских масс, стал вопрос уже о расширении положительной программы действий, политической и экономической в связи с бытовыми особенностями еврейства. Мне как комиссару по еврейским национальным делам приходилось неоднократно беседовать с Лениным на еврейские темы в связи с погромами и разрушением хозяйственной жизни еврейского населения или ростом антисемитизма или использования еврейского общественного мнения за границей и т. п.
Надо сказать, что в разговорах со мной Ленин неоднократно подчеркивал все значение евреев для революции не только в России, но и в других странах и насколько важно для революции скорее ликвидировать результаты несправедливости к еврейским трудовым массам из-за грехов капиталистического и религиозного мира. Помню, как я один раз пришел к Ленину с листовкой, выпущенной М. Горьким "О евреях". Она было напечатана в громадном количестве и мне показалось ее содержание очень неудачным. Я хотел добиться от Ленина, чтобы задержали распространение этой листовки. М. Горький пел неимоверный дифирамб еврейскому народу, расхваливая его во всю, и создавалось впечатление, будто революция держится на евреях, в особенности на их средняцком элементе.
Я считал, что это не только не соответствует действительности, но еще может послужить на руку нашим врагам, использования в антисемитских целях против революции.
Ленин со мною согласился только в том, что листовка Горького формулирована очень неудачно, ибо в крестьянской стране приходится иногда считаться и с таким позорным предрассудком как антисемитизм, но все-таки он находил, что в этой листовке имеется много полезных вещей, да притом он считает, - что мое толкование листовки немного пристрастно, а потому нет надобности прибегать к такой крайней мере как конфискация листовки Горького.

Резолюция Ленина в отношении евреев.
Во время этих споров Ленин высказал такую оригинальную мысль, которая достойна, чтоб ее зафиксировать.
Он полагает, что будущий исследователь влияния империалистической войны на Октябрьскую революцию не учтет должным образом громадного значения влияния некоторых фактов, как, например, того, что из-за военных действий была эвакуирована фабрично-заводская промышленность Прибалтийского края и других окраин в Центральную Россию, а затем из окраин было эвакуировано в значительном количестве еврейское население, по крайней мере более активные элементы, вглубь России.
Прибытие латышских рабочих в огромном количестве из Риги и других городов в русские промышленные центры внесло во время войны в местные подпольные рабочие организации громадное оживление.
Латыши внесли свою организованность, стойкость и умение наладить партийные ячейки по фабрикам и заводам. Это одно было громадным плюсом для революции.
Затем всем известны латышские стрелки, полки которых заполнялись после революции латышскими рабочими, делая их революционно-боевыми единицами, которые во многих моментах решали судьбу революции на разных фронтах.
Большую службу революции сослужил также тот факт, что из-за войны значительное количество еврейской средней интеллигенции оказалось в русских городах.
Они сорвали тот генеральный саботаж, с которым мы встретились сразу после Октябрьской революции и который был нам крайне опасен.
Еврейские элементы, хотя далеко не все, саботировали этот саботаж и этим выручили революцию в трудный момент.
Мнение М. Горького о большом значении этих элементов Ленин считал совершенно правильным, хотя признал нецелесообразным особенно выделять этот момент в прессе по целому ряду причин, но подчеркнул, что овладеть государственным аппаратом и значительно его видоизменить нам удалось только благодаря этому резерву грамотных и более или менее толковых, трезвых новых чиновников.
По заданию Ленина была в конце 1919 г. выработана специальная докладная записка в ЦК РКП о задачах предстоящей работы партии и соввласти среди еврейских рабочих и трудящихся.
Записка была выработана, главным образом, украинскими еврейскими работниками и соответствовала особенностям тогдашнего периода, но все-таки там было и много такого, что имеет силу и в настоящий момент, хотя с тех пор Литва от нас отошла, погромы ушли в область далекого прошлого и мы вступили в период НЭПа.
В приложении этот документ приводится целиком без всяких изменений ввиду того, что в настоящий момент он является уже историческим, причем он получил такую высоко-авторитетную визу как резолюция Ленина, что он с этой докладной запиской согласен и надо поговорить с т. Троцким и с тогдашним секретарем ЦК т. Крестинским, как все это провести в жизнь.
Само собою, разумеется, что резолюция Ленина, что он согласен с нашей докладной запиской не значит, что он подписывается под каждым ее пунктом, но важно, что в основном Ленин был согласен с докладной запиской Ц. Б. еврейских коммунистических секций.
Из краткого разговора с Лениным перед одним заседанием Совнаркома в связи с этой докладной запиской я вынес впечатление, что он считает важным моментом, чтобы партработники на местах поняли всю важность работы партийных национальных секций. "Им трудно это понять, — сказал он, — потому, что этого не было в нашей старой до 1917 года партийной традиции, а посему не удается привить это сейчас, в момент гражданской войны, когда требуется большая централизация партийной работы".
Второе, что Ленин считал более важным, это привлечение к продуктивному труду, в особенности к земледелию, сотен тысяч трудящихся евреев, которые из-за политики старого режима были принуждены жить в совершенно ненормальных условиях, не имея возможности быть достаточно полезными гражданами своей страны, и вдобавок еще, потерпели от погромов.
Особые затруднения советского государства не позволяли тогда строить серьезные планы для разрешения этого вопроса, но Ленин советовал делать все возможное, чтобы частичным образом содействовать евреям, желающим перейти к земледелию. Мне помнится такая его фраза: "А когда-нибудь подумаем более серьезно об этом, у нас свободной земли на Кубани и в других местах довольно много".
В связи с этим разговором я написал несколько статей в нашей прессе и стал более поощрять работу общества ОРТА по привлечению евреев к земледельческому труду.
С. Диманштейн. Н. Ленин о еврейском вопросе в России [Введение], "Пролетарий", г. Запорожье, 1924
*Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) — еврейская социалистическая партия, действовавшая в России, Польше и Литве от 90-х годов XIX века до 40-х годов XX века. В настоящее время группы бундистов существуют в США, Канаде, Австралии, Израиле и Великобритании.

Примечания (материалы к резолюции Ленина).
Адлер Виктор. Видный руководитель II Интернационала. Вождь австрийской социал-демократии, примыкал к правому крылу партии. Скончался в 1922 году.
Arbeiter-Stimme. "Голос Рабочего".
Бакинская резня произошла 6 Февраля 1903 года. Была спровоцирована царским правительством. Задачей этой кровавой бани было отвлечь революционный напор армянских рабочих, воспользовавшись национальной враждой между татарами и армянами.
Бауэр Отто. Видный австрийский социал-демократ, написавший книгу "Национальный вопрос и социал-демократия". В этой книге он отстаивал точку зрения национально-культурной автономии для Австрии. Крупнейший теоретик Политического Интернационала.
Богданович (генерал). Издатель бесплатной погромной литературы.
Дело Бейлиса. Это дело происходило в 1912 году на Украине в городе Киеве. Черносотенная царская Россия инсценировала громкий процесс, произведший колоссальное впечатление на всю культурную Европу и мир.
Обвинялся не еврей М. Бейлис как таковой, а вся еврейская национальность в употреблении христианской крови для религиозных целей.
На суде была доказана вся вздорность нелепых обвинений и пресечена попытка дворянско-царских элементов страны объединить темные силы.
Весь процесс был инсценирован с целью отвлечь внимание рабочего класса и всей страны от все более надвигавшегося рабочего и революционного движения.
Белостокский еврейский погром. Погром состоялся к начало июня месяца 1906 года, при полном попустительстве местного губернатора. Продолжался, несмотря на категорический приказ тогдашнего министра Столыпина принять "действительные меры". Что погром был спровоцирован полицией по указу сверху, видно из того, что еще накануне и немецких газетах было известно о всех подробностях плана, по которому погром в дальнейшем проводился.
Белорусская соц. Громада. Организовавшись в 1903 году, она выставила требование культурно-национальной автономии.
Бернар Лязар. Известный французский буржуазный сионист, автор нескольких книжек но еврейскому вопросу.
Бернштейниадцы. Бернштейн - крупный теоретик правового крыла немецкого рабочего движения. Творец теории, что исторический процесс ведет не к углублению пропасти между буржуазией и пролетариатом, а наоборот - к заполнению. Конечная цель рабочего класса будет достигнута не в результате прыжка из царства необходимости в царство социализма, а путем ряда реформ, законодательства, демократических учреждений и парламентской борьбы.
В своей книге "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" Бернштейн пересматривал учение Маркса.
Бунд. Всеобщий Еврейский Рабочий союз и Польше, Литве и России. Организовался Бунд в 1897 году, ведя работу преимущественно среди еврейских ремесленников. Бунд был представлен на первом съезде партии в 1898 г… "как автономная организация, самая состоятельная лишь в вопросах, касающихся специально еврейского пролетариата". Но уже на втором съезде партии Бунд выходит из наших рядов, требуя признании за ним единственного права представительства от еврейского пролетариата и федеративного построения нашей партии. Разрыв между Бундом и партией продолжался до Стокгольмского съезда. В этот промежуток времени Бунд выдвинул идею "национально-культурной автономии". В основе идеи лежало требование передачи в руки каждой отдельной национальности через особо выбранные органы самими меньшинствами всего культурного развития национальности. С этой теорией В. Ильич в ряде статей вел борьбу. Он говорил, что "если экономика сплачивает живущие в одном государстве нации, то попытка разделить их раз и навсегда для области культурных и в особенности школьных вопросов нелепа! Напротив, надо добиваться соединения наций в школьном деле, чтобы в школе подготовилось то, что в жизни осуществляется."
В партии Бунд солидаризируется с правым крылом, являясь прихвостнем меньшевиков.
С начала Февральской революции идет нога в ногу с меньшевиками, поддерживая клику Керенского и борясь с большевиками. Перелом в Бунде наступил с момента, когда гетманщина и немецкий юнкер прокатились по Украине. Ряд организаций с рабочим составом толкали свои верхи к коммунистической линии поведения. На Украине и 1919 году, а в Центральной России позже в 1921 году организации Бунда ликвидировалась, влившись в РКП. Соглашатели во главе с Абрамовичем-Рейном сгруппировались вокруг социал-демократического Бунда, эмигрировав за границу, где ведут свою клеветническую работу против Советской России вместе с заграничными меньшевиками.
От идеи культурно-национальной автономии Бунд отказался к 1920 году.
Гольблат. Он же Медем, см. ниже.
Григорьевщина. Контрреволюционное движение на Украине и середине 1919 года. Григорьев был атаманом части Петлюровской армии. После ликвидации Петлюры в 1918 году он перешел на сторону Советской власти, но в дальнейшем поднял восстание против, захватив несколько населенных мест. На своем пути григорьевцы грабили и устраивали еврейские погромы. Дружным натиском целых городов, ополчившихся против бандитов, Григорьев был уничтожен, но еще долгое время его отдельные шайки бандитствовали по Украине.
Грузинские соц. федералисты. Партия, требовавшая установления федерации на самом Закавказья и между Закавказьем и Россией. Партия революционная, но мелко-буржуазная.
Дашнакцутюн. Армянская буржуазная национально-революционная партия. На словах партия считала себя социалистической, а Армению - частью федеративного устройства России, и требовала для нее широкой автономии, на деле отделила во время революции армянский пролетариат от России. Вела борьбу под руководством Антанты. Напором рабочих и крестьян Армении дашнакцутюняне сброшены были в 1920 г., и установлена Армянская Советская Республика.
Донцов. Был украинским социал-демократом - самостийником, работал в австро-германской организации по освобождению Украины. В дальнейшем перекочевал к гетманцам и работает среди украинских монархистов за границей.
Жаргон. Народный еврейский диалект, иначе "идиш", в отличии от древне-еврейского языка. Жаргон (идиш) многие свои слова и формы унаследовал из немецкого языка. На жаргоне говорит большая часть евреев, живущих в России, Америке и Польше.
Зубатов. Начальник охранного отделения г. Москвы, один из вдохновителей идеи и инициатор организации легальных рабочих объединений, которые должны были вести исключительно экономическую работу. Этим Зубатов хотел отвлечь внимание рабочих от нелегальных рабочих объединений и политической борьбы рабочего класса с царским правительством. В перспективе Зубатову и всей царской шайке рисовалось, что развивавшееся рабочее движение России будет в руках верноподанных людей и "социалистическая зараза" будет с корнем вырвана из рабочих рядов. В действительности легальная форма была использована. Стачки все более охватывали Россию, полиция в начале якобы помогала, а в дальнейшем в корне пресекала рабочие бунты. Правительство испугалось размеров движения, но остановить не смогло. Рабочий класс организовался и пошел в наступление. Идея Зубатова не осуществилась, сам Зубатов еще раз через Гапона думал взять рабочее движение в свои руки, но неудачно. Из охранки за неудачи был отстранен.
Игнатьев Н., граф. Царский дипломат, славянофил. Был министром внутренних дел.
Каутский Карл. Один из виднейших теоретиков марксизма и работников немецкой социал-демократии. Вел всегда борьбу с ревизионистами. Во время войны занял промежуточную линию в вопросах войны, а впоследствии враждебную Советской системе. Он защищает ряд буржуазно-демократических принципов, которые в свое время вовсе не проповедовал.
Керенский А. Социалист-революционер, патриот с начала войны. После революции был зам. Председателя Питерского Совета, против воли Совета вошел во Временное правительство. Один из инициаторов июльского наступления. Вел с большевиками страшную борьбу. Поочередно занимал в революции ряд должностей до главкома и председателя совета министров включительно. Все время шел заодно с буржуазией и пал под ударами Октября.
Мигрировал за границу и вместе с другими эмигрантами скулил против Советской России.
Кишиневский погром. Кошмарная резня, устроенная правительством Николая II в 1903 г. Это первый погром, за которым уже последовали десятки. Правительство хотело парализовать революционные силы, нарастающие у еврейского пролетариата в черте оседлости, и устроило кровавую баню.
Конференция национальных лево-народнических партий. Конференция состоялась в Финляндии и апреле 1907 г., ее задачей являлось сплочение всех националистических лево-народнических течений России, но затея конференции не удалась.
Кристан. Социал-соглашатель, работал в Австрии.
Кронштадтский Иоанн. Священник из Кронштадта, пользовавшийся большим доверием среди темной массы как святой и чудотворец. Вел борьбу с интеллигенцией и революционным движением.
Крушеван. Член 2-ой Государственной Думы, ее правого крыла. Издатель юдофобской газеты "Бессарабец".
Левин Ш. Известный сионистский деятель, депутат первой Думы.
Либман. Член заграничного бюро Бунда.
Лорис-Меликов. Начальник специальной комиссии по борьбе с революционным движением (1880 г.). Всячески заигрывал с либералами, желая отвлечь последних от движения. Проектировал конституцию, по которой лестные люди шлют своих представителей в совещательные комиссии при высших органах. Лорис-Меликов ушел в отставку вместе с наступлением мартовской реакции 20 века.
Лопухин. Директор департамента полиции, писавший докладную записку, в которой выставлял необходимость, кроме усиленной охраны, опираться на народ и классы. В революцию 1905 г. выступил с разоблачениями деятельности полиции.
Люксембург Роза. Много работала для польского рабочего движения, и дальнейшем отдалась немецкому социал-демократическому движению, заняв место в левом крыле партии. Вела интернационалистскую пропаганду против войны. Томилась все время в германских тюрьмах. Принимала активное участие в январском восстании 1919 г. в Германии. Была предательски убита немецкой социал-демократической полицией.
Мезенцев. Руководитель царской жандармерии времени Александра I. Рьяный борец против народничества семидесятых годов 19 века. Убит революционерами.
Медем В. Видный член Бунда, один нз творцов ее национальной программы. Все время занимает самое правое крыло в бундовских рядах. В последнее время проживал в Америке и под запрещением своего ЦК не вел пропаганды против Советской России, ибо еврейские рабочие Америки были уже на ее стороне.
Набоков. Один из видных участников кадетской партии. Убит русскими белогвардейцами в Берлине на кадетском докладе.
ОРТ. Общество распространении труда среди евреев России.
Озмидов. Издатель погромной газеты "Новороссийский Телеграф".
Петровский Г. И. Рабочий-большевик, депутат в 4-й Государственной Думе в Екатеринославской губернии. Был сослан. Далее Всеукраинский Староста-Председатель Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета и один из председателей Союзного Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.
Плеве. Полицейский диктатор России. Министр Внутренних Дел при Николае II. Один на рьяных борцов с "проявлением революционной заразы" и даже вольнодумством  умеренных либералов. Чуя неизбежность революции, провоцировал войну с Японией. Убит в 1904 году.
Плеханов Г. В. Основатель русской социал-демократии (1850-1918). Был народником. При расколе "Земли и Воли" вошел в революционный "Черный Передел". Переехав за границу, вовсе порвал с народничеством и был основателем "Группы Освобождения Труда". Один из крупнейших теоретиков и вождей 2-го Интернационала, вел резкую борьбу с ревизионистами, но шел вместе с меньшевиками, изредка (1911-1914) расходясь с ними. Во время войны занял резко оборонческую линию. Вернулся в Россию в 1917 г., выпускал газету "Единство", стоял на крайне правом фланге социал-демократии. В дальнейшем резко высказался против пролетарской системы Советов.
Поалей-Цион. Мелко-буржуазная партия, насчитывающая некоторое число сторонников среди еврейских рабочих. Они по-сионистски разрешают еврейский вопрос в Палестине, но сразу же ведут борьбу за улучшение положения еврейских пролетариев в Палестине. Поалей-Ционисты не отказываются от активного участия в рабочем движении страны, где они проживают. Партия с большим националистическим уклоном.
Прейслер. Австрийский социал-демократ.
P.P.S. (П.П.С.) Польская Социалистическая партия. Она организовалась в 1891 году, основной задачей этой партии являлось восстановление независимой Польши. Этой идеей она сплотила вокруг себя все мелко-буржуазные революционные слои страны.
В 1907 году P.P.S. раскололась на "левицу" и националистическую "правицу". "Левица" в последнее время отказалась от лозунга независимой Польши и слилась с другими левыми группами, образовав Польскую Коммунистическую Партию.
"Правица" составляет P.P.S., в дальнейшем и является руководительницей белой политики в Польше, ведя с нашим Советским Союзом ожесточенную борьбу.
Рыжков. Депутат от Екатеринославской губернии в I Госуд. Думе.
"Серп". Так называлась "Еврейская Социалистическая Рабочая Партия". Иначе эту партию называли сеймовцы. Организовалась она в 1905 г., шла вместе с эсерами, объединяя еврейские мелко-буржуазные националистические элементы. В свое время "Серп" требовал в России национально-политической автономии с самостоятельным "Сеймом". В период от 1917 до 1919 г. эта партия отказывается почти от всей своей националистической программы, развиваясь в сторону принятия коммунистических идей. В 1921 партия ликвидировалась, влившись в Р.К.П.
Сионисты. Партия еврейской буржуазии, ставящей своей задачей основание правоохранительного убежища для евреев в Палестине. Движение это поддерживают еврейские капиталисты и клерикальные религиозные элементы. Сионисты идут рука об руку с раввинами (еврейскими священниками). Особенный успех имели реакционные идеи сионистов после царских погромом в России. Сионисты стремятся перекачать капиталы в Палестину, где ими будет создано обособленное государство, этим они рассчитывают разрешить еврейский вопрос.
Утопичность и реакционность сионистской идеи в полной мера оценена еврейской трудящейся массой, которая не поддается агитации сионистов и не эмигрирует в Палестину.
В последние годы это движение совершенно замерло не только в России, но и в других странах.
Суворин А. С. Редактор черносотенной газеты "Новое Время", являвшейся органом петербургской бюрократии. Газета вела бешеную кампанию против "инородцев"-евреев.
Тотлебен. Военный инженер. Известен по Севастопольской обороне и осаде Плевны. В 1870, будучи назначен Одесским генерал-губернатором, беспощадно расправлялся с революционерами-народниками.
Н. Ленин о еврейском вопросе в России,  "Пролетарий", г. Запорожье, 1924

Tags: Что некоторые думают о евреях, из истории, околоеврейское...
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment