zelik (zelik32) wrote in antisemitism,
zelik
zelik32
antisemitism

Categories:

Семён Резник против Александра Солженицына.

Книга А. Солженицына « Двести лет вместе» о роли евреев в истории России,вышедшая несколько лет тому назад, получила широкую и скандальную известность. Громкое имя автора книги привлекло внимание не только рядовых читателей, но и специалистов-историков и журналистов. В большинстве опубликованных статей (судя по материалам интернета) давалась в основном негативная оценка труду Солженицына. Однако двухтомная многостраничная эпопея, созданная автором с привлечением огромного количества литературных источников, статистических данных и других материалов, требовала адекватного, детального и обоснованного ответа. И книги с таким ответом появились. Мне хотелось бы привлечь внимание читателей « Еврейского камертона»к одной из таких книг – С.Резник «Вместе или врозь?Заметки на полях книги А.И. Солженицына».-М.;Захаров,2003.-432с.
Вначале С.Резник даёт общую оценку художественности и историчности книги Солженицина: «Вялая по стилю,рыхлая по композиции, опирающаяся на вторичные,селективные, тенденциозно или поверхностно толкуемые материалы, книга Солженицына совершенно не оригинальна. Если бы она вышла под другим именем,на неё мало кто обратил бы внимание». Очень верное замечание.
Тон книги Солженицына , пишет Резник , « по большей части нейтральный, а иногда и доброжелательный.Во многих случаях он признаёт, что евреи подвергались несправедливостям, и сочувствует им.Иногда критически высказывается о действиях властей. Но гораздо чаще он с большим пониманием относится к репрессивным мерам против евреев,видя в этих мерах защиту коренного народа,якобы страдавшего от еврейской эксплуатации, спаивания,ростовщичества,подрыва государственных устоев... Можно привести почти весь набор расхожих антисемитских мифов –ошибки не будет».
Начиная свою книгу, А.Солженицын указывает, что в период его полувековой работы над историей российской революции он «множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских отношений. Они то и дело клином входили в события,в людскую психологию и вызывали накалённые страсти» . Какое усиленное подчёркивание роли русско-еврейских отношений в истории российской революции: «множество раз», «то и дело клином входили», «накалённые страсти». А вот С.Резник утверждает,что «вопроса русско-еврейских отношений» в проблемах, связанных с российской революцией, объективно не существовало», а существовал он «в воспалённом мозгу некоторых идеологов крайне правого -черносотенного – лагеря»,которые провозглашали, « что русскому народу никакие перемены не нужны, что добиваются их только инородцы ,особенно евреи».На самом деле, в условиях неограниченного царского самодержавия и произвола «накалённые страсти» вызывались не русско-еврейскими отношениями, а отношениями между властью, с одной стороны, и всеми народами России,в т.ч. и евреями, с другой.
Немало страниц своей книги А. Солженицын посвящает вопросу эксплуатации и спаивания евреями украинских и белорусских крестьян в XIX веке. Основной упор при этом сделан на изложении записки Г.Р. Державина, который был не только крупным русским поэтом,но и царским сановником . В своей записке Державин пишет, что собрав жатву , крестьяне «отдают Жидам за старые долги и за попойки всё то,что они ни потребуют...выманивают у них Жиды не токмо насущный хлеб,но и в земле посеянный,хлебопашенные орудия, имущество, время, здоровье и самую жизнь». Оговариваясь , что евреи –шинкари действовали по полномочию помещиков и к наживе их , Солженицын продолжает : «Но: евреи стали незаменимым...звеном в...эксплуатации...крестьян...без них не наладить бы этой обширной выкачивающей системы».Возражая Солженицыну ( и Державину ) , Резник ссылается на русского писателя Н.С.Лескова , который отмечал , что со времён Ивана Грозного виноторговля стала основным источником доходов государственной казны. «Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев принадлежит самому последнему времени,-констатировал Лесков,-когда русские... стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки . Почин в сочинительстве такого обвинения на евреев принадлежит русским кабатчикам- «целовальникам», а продолжение- тенденциозным газетчикам». Мысль Лескова ясна: народ издавна спаивала и продолжает спаивать власть.Ничего подобного у Солженицына не найти .Он предпочитает антисемита Державина объективно мыслящему Лескову .
В 1827 году император Николай I издал Указ о рекрутской повинности евреев , по которому еврейские общины должны были ежегодно поставлять по десяти рекрутов с каждой тысячи душ населения,тогда как православные поставляли семь солдат с каждых двух тысяч душ,почти в три раза меньше.Христиане сдавали в рекруты мужчин от 18 до 25 лет,а еврейским общинам «позволялось» заменять мужчин мальчиками от 12 лет. На практике стали забирать и семи-восьмилетних детей. Еврейская и не только еврейская литература охарактеризовала введение рекрутской зависимости как тяжёлый и жестокий удар по еврейству. А.Солженицын так не считает и по-существу оправдывает названный Указ . Например , касаясь призыва малолетних , Солженицын пишет: «Но разрешено – вовсе не значило обязательного призыва...Кагалы нашли такую замену удобной для себя и пользовались ею , широко сдавая «сирот, детей вдов...,бедняков»- часто «в счёт семьи богача» (закавычены вставки из Краткой Еврейской энциклопедии).
« Кагал был инструментом ... царской власти,-указывает Резник,- кагал служил этой власти вопреки интересам основной массы еврейского населения , ...-этого Солженицын знать не хочет. Не замечает он и того ,что кагал и шагу не мог ступить без одобрения станового пристава... Не замечает он и самого существенного момента: кагал только поставлял рекрутов , а принимало их рекрутское присутствие... Оно признавало годными к службе малышей...оно признавало здоровыми больных и увечных».
Немало страниц А.Солженицын посвятил попыткам , предпринимавшимся царской властью в течение многих десятилетий , приобщить российских евреев к земледелию и светскому образованию.
Непреложный факт , что в России существовал запрет для евреев приобретать и обрабатывать землю , Солженицын опровергает , указывая на неоднократные попытки царской власти «исправить» евреев , приучив их к земледелию . Эта идея,отмечает С.Резник , «парадоксальным образом уживалась с запретом на приобретение или аренду евреями земли в местах их постоянной оседлости...Николай I ...предложил некоторые льготы евреям, желавшим заняться крестьянским трудом , но не в местах их постоянного жительства , а при переселении в южные степи Новороссии... Из эксперимента ничего не вышло , как и из многих последующих.» По этому поводу Солженицын пишет: « В эпохуАлександра II заканчивался- неудачей – полустолетний замысел привязать евреев к земледелию». Объясняя причины неудачи, А.Солженицын приводит многочисленные выдержки из докладов царских инспекторов: «общее нерасположение евреев к земледельческим работам»; « пристрастие « к мелочным торговым оборотам»; «евреи-колонисты занимались шинкарством и мелким торгашеством» . А.Солженицын ссылается даже на « Записку» Лескова, вырывая из неё две полуфразы: «еврейская « отвычка от полевого хозяйства образована не одним поколением», а эта отвычка «так сильна, что она равняется утрате способностей к земледелию». На самом деле , у Лескова по этому поводу были высказаны совсем иные мысли: «Евреи утратили склонность к земледелию вследствие исторических причин , долго не благоприятствовавших их занятию сельским хозяйством. Отвычка от этого дела у них так сильна, что она почти равняется утрате способностей к земледелию...Обратить к земледелию евреев...не есть цель напрасная или недостижимая.Напротив, это и важно, и нужно,и ... вполне достижимо, только не вдруг...Вековая отвычка может быть исправлена только тем же самым историческим путём.Это путь медленный и единственно верный...» Солженицыну такие суждения не с руки , и он опускает их .
Касаясь вопроса вовлечения евреев в образовательный процесс , С.Резник утверждает: «Пожалуй, ни в одной сфере политика российских властей не сводилась с такой наглядностью к формуле «держать и не пущать» , как в сфере образования. В течение нескольких поколений власти старались навязать еврейским массам российское образование,тогда как массы приобщаться к нему не желали.А как только они уразумели выгоды такого образования и ринулись в него, их стали ограничивать ,отваживать, отгораживать железным занавесом процентных норм и всякими другими стеснениями».Наиболее активные попытки приобщения евреев к общероссийскому образованию приходятся на эпоху Николая I . Но власти всё же не решились насильственно загонять еврейских детей в светские школы , а добровольно еврейские массы на это не шли.
С воцарением Александра II начались либеральные реформы , которые коснулись и евреев.У них появились сравнительно более широкие возможности в разных областях жизни и профессиональной деятельности. «Еврейские дети ,- пишет Резник,-стали охотно ...поступать в... гимназии , а по окончании- в университеты».
И если раньше российские власти боролись с еврейской «изолированностью», то теперь воздвигались препятствия на пути стремления евреев к образованию в виде процентных норм , узаконенных окончательно в 1887 году и действовавших вплоть до революции 1917 года. Солженицын с пониманием относится к этому: «процентная норма была несомненно обоснована ограждением интересов и русских и национальных меньшинств , а не стремлением к порабощению евреев».
Говоря о процессах по обвинению евреев в ритуальных убийствах , в т.ч. и о процессе Бейлиса , Солженицын беспокоится не о том , что власть поддерживала «кровавые наветы» , а о том, что позор провалившегося процесса Бейлиса пал на голову российской власти.
Десятки страниц своей книги А.Солженицын посвящает погромам .Он их осуждает . Но главный вопрос , который его волнует ,-это обвинения в адрес российских властей в организации этих погромов, которые он с негодованием отвергает.Так , говоря о Кишинёвском погроме 1903 года , А.Солженицын приводит слова кишинёвского прокурора Горемыкина о том, что «предварительным следствием не добыто данных , которые указывали бы , что упомянутые беспорядки были заранее подготовлены» и добавляет : « И никаким дальнейшим следствием – тоже не добыто». «Добыто , очень даже добыто!»- возражает С.Резник и весьма обстоятельно доказывает это на основе документов – первоисточников , свидетельств высших чинов царской администрации , прямых участников событий.
А.Солженицын отмечает , что интенсивное революционное движение в России начинается в 60-70 годы ХIX века , связывая это с появлением в нём евреев и опуская всю первую половину XIX века , а вместе с ней декабристов , Герцена и Огарёва , Чернышевского , петрашевцев и др.. С каждым десятилетием , указывает Солженицын , евреев в революционном движении становится всё больше , а их роль – заметней и влиятельней. Приводятся сответствующие статистические данные . В результате, « и в разрушении монархии, и в разрушении буржуазного порядка , как и в утверждении его перед тем , евреи ...послужили передовым отрядом».
Действительно, согласно официальной статистике евреи в 1902-03 годах составляли 29% лиц , привлекавшихся по политическим делам. Однако , « эти данные были липовыми , - отмечает С.Резник, - ибо статистика не учитывала основной массы участников революционных выступлений».В эти годы и позже Россия была охвачена крестьянскими выступлениями , которые носили массовый характер .Политические требования выдвигались также и в процессе рабочих забастовок и выступлений солдат и матросов. Данные статистики , которыми оперирует Солженицын , касаются только «государственных преступников» из образованного слоя общества. «Если в дореволюционной России из 150 миллионов населения евреев было около 4% , то в образованном слое их было 25-30% или даже больше.Отсюда так называемое « засилье» евреев в широком спектре интеллектуальных и полуинтеллектуальных профессий»- указывает С.Резник. То же касается и революционных партий от кадетов до большевиков и их руководящего звена. Солженицын позаимствовал миф о ведущей роли евреев в российских революциях в «досоветских и постсоветских писаниях черносотенных публицистов , от М.О. Меньшикова и В.В. Шульгина до И.Р.Шафаревича и В.В.Кожинова». «Революционной была вся униженная и оскорблённая Россия, т.е. большинство русских крестьян , рабочих , ремесленников, солдат, мелких служащих, студентов . интеллигентов и практически все национальные и религиозные меньшинства».
Более половины книги С.Резника (230 из 432 стр.) посвящены времени царствования Николая II , т.е. эпохе наиболее сильных политических потрясений , русско-японской и первой мировой войн , революций 1905 и 1917 года , кризиса и окончательного крушения царской власти. В этой части книги С.Резник , опираясь на исторические документы, мемуары прямых участников событий и прочие материалы , даёт ответ на вопрос о том , кто действительно сыграл ведущую роль в революционных событиях в России. Ответ этот чёток и однозначен: к революции привела антинародная и безрассудная политика Николая Романова , царского правительства и всей царской администрации.
Говоря о втором томе « Двухсот лет вместе» , С.Резник указывает : «Чем ближе повествование подходит к нашему времени , тем тенденциозность автора становится очевиднее , ибо больше читателей помнит описываемые события или знает о них по судьбе своих близких и друзей. Поэтому нет надобности продолжать ту сопоставительную работу , которую я проводил «на полях» первого тома».Резник всё же останавливается на некоторых частностях , «правда довольно существенных».
К таким «частностям» относится участие евреев в Октябрьском перевороте , в Гражданской войне , в карательных органах двадцатых-тридцатых годов.
На многих страницах книги Солженицына доказывается , что доля большевиков - евреев была намного больше , чем доля большевиков других национальностей , и прежде всего в органах госбезопасности . « Из такого повсеместного присутствия евреев в большевиках не могли не вытекать и самые жестокие последствия». И вдруг , без всякой логической связи с основным текстом , мелким шрифтом показывает, что во все 30-ые годы , « по недавно опубликованным данным, в местных органах госбезопасности , без ГУГБ, служило 1776 евреев(7,4%)».В те годы евреи составляли два процента населения , но среди лиц с высшим или неполным высшим образованием евреев было 13-15%, т.е. их доля в карательных органах была почти вдвое меньше , чем могла бы быть. А с другой стороны , доля неевреев в карательных органах составляла 92,4% , о каком же доминировании евреев при таких цифрах можно говорить?
С.Резник не даёт комментарий к последним главам книги Солженицына , хотя они наиболее приближены к нашим дням . В книге довольно подробно описывается участие евреев в войне с Германией ( 1941-45 годы ). Приводятся достоверные данные из разных источников о количестве воевавших и погибших евреев (соответственно до 500 тыс.чел. и до 200 тыс чел.), о количестве награждённых за боевые заслуги ( до 160 тыс. чел.) , о количестве Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы ( соответственно 135 и 12 чел.) Таким образом , по числу награждённых евреи занимают пятое место после славянских народов и татар , тогда как по численности они находились на десятом месте. Солженицын ссылается на израильского исследователя , который «опубликовал поимённый список евреев – генералов и адмиралов, - и таковых мы видим в списке 270 человек...это колоссально...Отмечает он и четырёх наркомов военного времени... и нескольких начальников Главных военных управлений Красной армии; в этом списке и евреи – командующие четырёх армий , командиры двадцати трёх корпусов , семидесяти двух дивизий , ста трёх бригад...Многие евреи вложились в конструирование новых видов вооружения и боевой техники , в приборостроение , в авиа-, танко- и судостроение...».Откуда же тогда рост антисемитизма именно во время войны? Пытаясь ответить на этот вопрос , Солженицын вновь возвращается к уже известной нам позиции. Признавая наличие антиеврейских настроений в народе ,он старается объяснить и оправдать их , в частности , с помощью ссылок на еврейские источники: « евреи составляли непропорционально большую часть старших офицеров» , «количество евреев- комиссаров и политруков... было относительно большим , чем на других армейских должностях» , евреи были « среди главных специалистов военной медицины...среди генералов...Среди военных медиков...было множество евреев (врачей , медсестёр , санитаров)». И далее Солженицын подытоживает: «...и всякому было наглядно: да , там (во 2-ом и 3-ем эшелонах фронта. З.М.) евреев значительно гуще , чем на передовой». Те факты , которые выше оцениваются Солженицыным как положительное явление , здесь служат оправданием антисемитизма . И опять забыто , что надо учитывать значительно более высокий образовательный уровень евреев , чем и объясняется,в первую очередь, их большое количество среди старших офицеров , политруков , медиков и т.д.
А.Солженицын достаточно подробно рассматривает Катастрофу российского еврейства , приводит характеризующие её страшные цифры по оккупированным областям и республикам и в целом по стране. Если бы в таком же ключе писались и другие главы книги , она не подвергалась бы столь ожесточённой критике.
В последующих главах освещается постепенный рост государственного антисемитизма вплоть до расстрела членов Еврейского Антифашистского Комитета , преследования «космополитов» и дела врачей , а также положение евреев в Советском Союзе после смерти Сталина . Будучи сам противником и жертвой советских властей , Солженицын не оправдывает их политику в еврейском вопросе.
Заканчивая свою книгу , С.Резник пишет : «У меня нет ни малейшего намерения оправдывать тех евреев , которые лично участвовали в преступлениях коммунистического режима...И тем более у меня нет стремления умалить причастность евреев к тем потрясениям , которые переживала Россия до революции , во время революции и после революции , или к тому , что страна переживает сегодня. Евреи жили в одной стране с русским и другими народами царской , а затем советской империи; значит , содействовали всему хорошему и плохому , что происходило . А так как образовательный ценз у них был более высоким , чем в среднем по стране , то и их участие во всём значимом... было соответствующим».
Невозможно в газетной статье рассказать обо всём ценном и интересном , что есть в книге С.Резника . Рекомендую всем интересующимся прочитать её. Наверное , эта книга не является последним словом в вечной дискуссии о том , какова роль евреев в мировой истории , в том числе и в истории России , но она вносит весомый вклад в решение этой проблемы .

З.Минкин
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments